Советы социально-педагогической и психологической службы
Классный час "Умей владеть собой"
Классный час "Умей владеть собой"
Цель: научить учащихся избегать ненужных эмоций; прививать ценные качества культуры поведения и общения.
Ход кл. часа.
(Звучит спокойная музыка)
Ведущий: Добрый день. Вы все люди вполне взрослые и поэтому в центре внимания нашей "деловой встречи", которая так и называется "Умей владеть собой" стоит проблема эмоционального стресса.
Почему мы об этом сегодня говорим? Я хочу задать этот вопрос врачу невропатологу.
Итак, почему сегодня необходимо говорить о вопросах по профилактике неврозов и эмоциональных стрессов?
Врач: Дело в том, что любая жизненная ситуация - болезнь близких, неурядицы в семье, неудачи в учебе, неумение организовывать свое время и возникшее из-за этого физическое перенапряжение, однообразная монотонная деятельность и т.д. могут стать причинами неврозов и эмоциональных стрессов. Это состояние опасно тем, что нервно-эмоциональное перенапряжение ведет к нарушению деятельности нервной системы, и в конечном итоге, к язвенной болезни желудка, аллергическим, кожным и другим заболеваниям.
Ведущий: Можно ли предупредить стресс и предотвратить его опасные последствия?
Врач: Можно, если научиться управлять своими эмоциями. Чтобы проверить, умеете ли вы управлять своими эмоциями и угрожает ли вашему здоровью нервный срыв, я предлагаю провести тест.
Ведущий: Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.
Тест.
1.Трудно ли Вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?
Да - 3, очень часто - 2, иногда - 0, редко - 0.
2.Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?
Очень часто - 5, часто - 4, иногда - 2, редко - 0.
3.Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать это вместо него?
Да - 5, часто - 4, иногда - 2, редко - 0.
4.Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?
Да - 5, часто - 4, иногда - 2, редко - 0.
5.Сколько времени Вы уделяете себе вечером?
3 часа - 0, 2 часа -0, 1 час - 0, 0,5 часа -2, минуты - 4.
6.Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.
Да - 4, часто - 3, в зависимости от обстоятельств - 2, редко - 1.
7.О вас говорят, что Вы вечно спешите.
Да - 5, часто - 4, спешу - 1,никогда - 0.
8.Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.
Да - 3, часто - 2, иногда - 0, редко - 0.
9.Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?
Да - 5, часто - 4, иногда - 3, редко - 1.
- Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?
Очень - 5, часто - 4, случается - 3, иногда - 0.
11.Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?
Очень - 5, часто - 4, случается - 3, иногда - 0.
12.Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?
Очень часто - 4, часто - 3, иногда - 2, редко - 1.
13.Любите ли вы давать советы?
Да - 4, часто - 3. иногда - 1, редко - 0.
14.Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?
Всегда - 3. часто - 2, редко - 3, никогда - 0.
15.Как Вы говорите?
Торопливо - 3, быстро - 2, спокойно -0, медленно - 0.
А теперь подсчитаем баллы.
От 45 до 63 б. - нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?
От 20-44 б. - нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.
До 19 б. - вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.
0 б - если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.
Ведущий: Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.
Второй этап - "Физминутка".
Ведущий: Физкультура и спорт помогают заряжаться положительными эмоциями, т.к. воспитывают культуру движения, поддерживают организм в высоком функциональном состоянии.
Физзарядка в полчаса
Может сделать чудеса.
Коль устал ты не на шутку,
Проведем физкультминутку.
Ведущий: Мы зарядились с вами положительными эмоциями и хорошим настроением.
Третий этап - "Здоровая душа - душа здоровья".
Ученые установили, что веселые люди живут дольше.
Еще в XVI веке уч. фран. Врач Амбруаз Парэ говорил: "Веселый человек всегда выздоравливает". Вам необходимо тренировать свои эмоции и помнить при этом, что есть прекрасный способ разрядки стрессовой ситуации - это смех.
Класс делится на 3 группы:
1 ряд - "смелые"
2 ряд - "ловкие"
3 ряд - "находчивые"
Цель: "Смех - дело серьезное" - выяснить насколько вы обладаете чувством юмора и как это может вам помочь в жизненной ситуации.
Задание: я называю жизненную ситуацию - вы находите остроумный, не лишенный чувства юмора ответ.
Задание 1 команде:
Вы едете в переполненном транспорте, пассажир, пытающийся пробраться к выходу, грубо толкает вас и раздраженно говорит: "Что стоишь, как корова?"
Задание 2 команде:
Вы находитесь в зрительном зале кинотеатра, проходите к своему месту, но оно занято. На вашу просьбу освободить его вам отвечают: "Откуда появился этот неопознанный объект"?
Задание 3 команде:
Вы на уроке. Вас вызывают отвечать к доске. Вы отвечаете, но учитель неудовлетворен вашим ответом и недовольно замечает: "Не голова, а дом Советов".
Вопрос на засыпку: "Почему у бублика дырка в виде круглика?"
Вам приз - связка баранок.
Четвертый этап - "Умей владеть собой"
Это поможет усвоить вам 7 заповедей.
Прошу приготовиться командам.
Внимание, кроссворд!
1.Какой ситуации следует избегать при выяснении отношений с родителями, товарищами, чтобы не привели к стрессу? (конфликт)
2.Это чувство зачастую приводит к стрессу. Поддаваясь ему, человек приходит в ярость, в этот момент он способен сделать непоправимое - нанести душевную боль другому человеку. (гнев)
3.Какое чувство может повредить ваше здоровье и довести до нервного срыва, если вы переживаете волнения за судьбу близкого человека. (тревога)
4.Старайтесь не оставаться наедине со своими неприятностями, с тем, что вас тревожит, поделитесь с доброжелателем - это облегчит ваше положение. (страх)
5.Если вы постоянно стремитесь достичь непосильных высот и боитесь быть хуже других, то во что перейдет ваша боязнь, волнение, тревога? Что усугубляет конфликт? (брань)
6.Если вы не прислушиваетесь к мнению товарищей, настаиваете на исполнении своего нелепого, пустякового желания, то как можно назвать вашу прихоть? (каприз)
Ведущий: Кроссворд разгадан! Остается только назвать 7 заповедь, её определяет слово "стресс".
На этом мы заканчиваем нашу встречу, всего вам доброго, крепкого здоровья и отличного настроения! Помните, что здоровье в ваших руках!
Умейте владеть собой!
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися младшего школьного возраста
Коррекционно-развивающее занятие с учащимися
младшего школьного возраста.
Тема: «Развитие позитивной самооценки учащихся».
Цели: повышение самооценки учащихся, снятие мышечного напряжения.
Задачи:
1) повышение значимости ребенка в коллективе,
2) снятие эмоционального и физического напряжения,
3) повышение самооценки учащихся,
4) развитие внимания,
5) развитие находчивости и сообразительности.
Ход занятия.
- Приветствие.
- Поприветствуем друг друга большими пальчиками, указательными, мизинчиками.
- Разминка.
Игра «Слон, жираф и крокодил».
Цели: развитие внимания, снятие напряжения.
Когда ведущий говорит: «слон» - все должны широко развести руки в стороны, изображая большого слона; «крокодил» - все хлопают рукой об руку, изображая пасть крокодила; «жираф» - все вытягивают руку вверх, изображая шею жирафа. В ходе игры ведущий называет одно животное, а сам, чтобы запутать детей, показывает другое.
- Основная часть.
- Упражнение «Похвалилки».
Цель: повышение самооценки ребенка, его значимости в коллективе.
Дети получают карточки, где зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие. Дети по кругу должны озвучить свою карточку. Например: «Однажды я (дальше читает, что написано в карточке) быстро выполнил задание».
- А теперь, каждый сам попробует себе придумать или вспомнить какое-то одобряемое действие. Дети, по кругу передавая мяч, озвучивают окончание предложения: «Однажды я…».
- Упражнение «Летит-летит по небу шар…»
Цель: снятие напряжения, эмоциональная разрядка.
Дети рассказывают стихотворение с движением (заменяют слова: «летит» - махи руками, «по небу» - показываем указательным пальцем вверх, «шар» - показываем руками большой шар; «мы», «нас» - показываем правой рукой на себя).
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
Но знаем мы, что этот шар до нас не долетит.
До нас шар долетел, и он нас сегодня перенесет на морской берег…
- Упражнение «На берегу моря».
Цель: снятие напряжения.
- Солнце на море очень яркое и чтобы не получить солнечный удар, мы наденем на головы панамки (дети изображают соответствующее действие с воображаемой панамкой).
- Давайте полюбуемся морским солнышком: подняли голову вверх - сощурили глазки, так как солнце очень яркое; опустили голову вниз – посмотрели на камешки. И так повторили 3 раза.
- А теперь прогуляемся по морскому берегу. Представьте, какой горячий песок лежит у нас под ногами – покажем, как мы идем по горячему песку. Наберем песок в ладоши, сильно сожмем кулаки с песком, разжимаем кулачки и выпускаем из них песочек. Повторим так три раза.
- А сейчас зайдем в прохладную воду. Набираем воду в ладоши и отпускаем. Давайте поиграем в воде, брызгаем друг на друга (один на кого-то брызгает; тот, на кого брызнули, изображает, как он жмурится и вздрагивает от прохладной воды). А теперь давайте немного проплывем (дети показывают соответствующие движения).
- А теперь поиграем с камешками: подбросим камешек – поймаем, бросим камешек далеко в море.
Дети изображают мимикой, пантомимикой действия с воображаемыми камешками, песком, водой, солнышком.
- Упражнение «Дополни предложение».
Цели: повышение самооценки ребенка, развитие сообразительности, находчивости.
Ведущий предлагает поочередно каждому дополнить предложение: «Я самый (самая)…», называя о себе что-то хорошее. Выигрывает тот, кто придумает о себе больше хороших слов, отвечать надо в течение произносимого вслух ведущим счета: 1 – 2 – 3.
- Упражнение «Морские волны».
Цель: снижение мышечного напряжения.
Выполняется в кругу. Ведущий говорит «Штиль!» - дети тихо сидят на корточках. «Волны!» - дети по очереди встают, начиная справа от психолога (встал ведущий, через 2 секунды встал ребенок, стоящий справа и т.д.). Последний участник встает и хлопает в ладоши, после чего все в таком же порядке, начиная с ведущего, начинают садиться. «Шторм!» - тоже, что и «волны», только дети не ждут 2 секунды, а встают друг за другом, начиная с ведущего. Заканчивается игра «Штилем».
- Рефлексия.
Цель: выяснение эмоционального состояния ребенка на занятии, подведение итога.
Дети садятся в круг. Идет подведение итога занятия.
- Какое упражнение вам понравилось?
- Чему мы научились на занятии?
- Прощание.
Все участники группы встают в круг и, взявшись за руки, дружно произносят: «Мы молодцы, ура!».
«Методы борьбы со стрессом в моменты жизненных трудностей»
Конспект занятия с элементами тренинга
«Методы борьбы со стрессом в моменты жизненных трудностей».
Цель: Ознакомление учащихся с понятиями «стресс» и «эмоциональное напряжение» и обучение приемам саморегуляции в моменты жизненных трудностей.
Задачи:
- Научить понимать своё эмоциональное состояние;
- Обучить навыкам поведения, способствующим эффективному преодолению нервно-психического напряжения.
- Создать благоприятные условия для развития, обучения детей и сохранения их психологического здоровья.
Форма проведения: занятие с элементами тренинга.
Возраст: 14 – 16 лет
Необходимые материалы: воздушные шары, листы бумаги формата А4 и ручки у каждого участника.
Ожидаемые результаты:
- Осознание, что каждый человек может испытывать нервно-психическое напряжение в моменты жизненных трудностей.
- Осознание того, что стресс – это состояние, с которым можно справиться.
- Умение находить «здоровые» и эффективные способы преодоления стресса.
Ход занятия:
Ведущий: «Рада приветствовать вас сегодня на занятии! Надеюсь, что выделенное на тренинг время пройдет не зря, и вы сможете научиться самостоятельно справиться со всеми жизненными ситуациями».
Упражнение-разминка «Комплимент по кругу»
Цель: активизировать участников тренинга, настроить на предстоящую работу, поднять эмоциональный фон группы.
Ведущий просит каждого участника тренинга на листе бумаги обвести ладонь, в центре пишет своё имя, затем отдаёт лист соседу справа. Сосед внутри очертаний ладони пишет комплимент хозяину листочка и отдаёт его дальше. Упражнение продолжается, пока каждый участник не получит свой листок обратно.
Подростки по очереди зачитывают все полученные комплименты.
Рефлексия: «Сложно ли вам было выполнять задание? Что вызвало сложности? Что вы почувствовали, когда прочитали все комплименты? Как изменилось ваше настроение после выполнения задания?
Как правило, дети отмечают повышение эмоционального фона, говорят, что комплименты приятно не только читать, но и писать.
Обсуждение темы занятия. Дискуссия на тему «Жизненные трудности».
Ведущий просит каждого участника тренинга разделить лист бумаги на две колонки. Вспомнить все жизненные трудности и нерешенные проблемы, с которыми им пришлось столкнуться в последнее время. Записать их в левой колонке.
Далее следует отдать свой листок соседу справа.
Теперь, когда каждый получил листок соседа, напротив каждой проблемы в правой колонке необходимо написать вариант ее конструктивного («здорового») решения.
Снова поменяться листочками.
По желанию участники тренинга зачитывают варианты решения проблемы, которые им понравились или показались интересными. Комментируют. Обсуждают.
Рефлексия: «Сложно ли вам было выполнять упражнение? Что нового дало вам упражнение? Подсказало ли оно вам какие-то новые пути решения ваших проблем и трудностей?»
Часто участники тренинга отмечают, что нашли решение проблемы, которую не могли давно решить. Необходимо подвести участников тренинга к выводу, что большинство проблем имеют конструктивное, «здоровое» решение, и не нужно стесняться обращаться за помощью для его поиска.
Ведущий: «Скажите, пожалуйста, какие чувства вы испытываете в моменты жизненных трудностей? Чаще всего подростки называют гнев, раздражение, отчаяние, страх, неуверенность, стресс. А как вы от них избавляетесь? Сейчас при помощи игры мы сравним несколько способов».
Игра «Рассерженные шарики»
Каждый участник занятия надувает воздушный шарик. Шарик символизирует тело, а находящийся в нем воздух – чувства, которые переполняют в сложной ситуации.
Каждый крепко держит шарик, не давая воздуху выходить наружу. Ведущий объясняет, что так же происходит и с человеком, когда его переполняют чувства. Затем предлагает кому-нибудь попробовать прыгнуть на шарик.
Ведущий задаёт участникам тренинга вопросы: «Что произошло с шариком? Он лопнул. А что в этот момент произошло с вами? Испугались».
Вот так же и человек в состоянии эмоционального напряжения может «взорваться» (например, совершить какой-то агрессивный или аутоагрессивный поступок). Безопасен такой способ справляться с нервным напряжением? Нет.
Затем ведущий предлагает попробовать выпустить из шарика немного воздуха и затем вновь крепко его зажать.
Ведущий задаёт участникам тренинга вопросы: «Взорвался ли шарик? Можно ли такой способ выражения эмоций считать более безопасным?»
Чаще всего участники тренинга соглашаются, что такой способ выражения эмоций безопасен. Следует подчеркнуть тот факт, что шарик остался целым и невредимым, не взорвался и никого не напугал. Подобным же образом, когда мы выражаем эмоции контролируемым способом, они никому не причиняют вреда.
Вывод: важно научиться давать выход чувствам, чтобы они не мешали Вам и не причиняли вред окружающим.
Так как же это можно сделать? Сейчас научимся приемам расслабления, которые можно использовать в любых сложных жизненных ситуациях.
Упражнения на снятие эмоционального напряжения
Упражнение «Лимон»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Сядьте удобно. Руки положите на колени ладонями вверх. Закройте глаза. Представьте, что у вас в правой руке лежит лимон. Медленно сжимайте его до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем сжимайте лимоны одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Упражнение «Муха»
Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.
Сядьте удобно. Руки положите на колени ладонями вверх. Закройте глаза. Представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз и не поднимая рук с колен, согнать назойливое насекомое.
Упражнение «Лужа»
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Садиться в лужу мы с вами не будем. Предлагаю просто постоять в ней. Представьте глубокую дождевую лужу с чистой водой. Ступайте в нее босыми ногами, смелее. На дне лужи большой слой песка и ваши ступни медленно в него проваливаются. Попробуйте достать до самого дна, вдавливая ноги в песок и напрягая ступни для лучшего эффекта. Почувствуйте, как песчинки просачиваются между пальцами. А теперь выйдите из лужи, стряхните интенсивными движениями оставшийся песок с ног. И расслабьте пальцы.
И наконец, при сильном нервно-психическом напряжении вы можете выполнить 20–30 приседаний либо 15–20 прыжков на месте. Данный метод снятия психоэмоционального напряжения широко используется как спортсменами, так и артистами перед ответственными выступлениями.
Рефлексия: Как вы себя чувствуете? Ощущения до и после упражнения?
Как правило участники тренинга отмечают эффект от упражнений и даже с ходу называют конкретные ситуации, в которых они могли бы их применить.
Рефлексия. Упражнение «Цветик-семицветик»
Ведущий раздаёт участникам тренинга рисунки цветка и предлагает в каждом лепестке написать, что нового и полезного он сегодня узнал, или какие задания особенно понравились. Время выполнения задания 5 минут. По желанию участники зачитывают написанное.
Ведущий: «Я тоже была очень рада с вами пообщаться. Также приобрела массу положительных эмоций. Спасибо за работу!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологическое здоровье - это важный компонент в развитии личности, именно от него зависит общее психологическое состояние человека, его самочувствие, доброжелательность, умение справляться с жизненными трудностями и много другое.
Психологическое здоровье во многом зависит от умения координировать свое психическое состояние. Важным аспектом в этом вопросе является психическая регуляция личности. Поэтому чрезвычайно важно как можно раньше начинать обучать детей приёмам регуляции своего эмоционального состояния.
В занятии с элементами тренинга «Методы борьбы со стрессом в моменты жизненных трудностей» представлены психогимнастические упражнения, которые помогут подросткам регулировать своё эмоциональное состояние в трудные моменты, что можно рассматривать как профилактику неврозов, правонарушений, суицида.
Cлужба экстренной психологической помощи
Рекомендации педагогам по распознаванию кризисных состояний у учащихся
Кризис — это тяжёлый, болезненный период в жизни человека, причиной которого, может быть травмирующая, неприятная, неожиданно шокирующая ситуация, произошедшая независимо от воли человека.
Кризисное состояние — это внутренний процесс, который происходит в организме человека и часто сопровождается душевной болью. Кризисное состояние человека, может быть связано с потерей, неприятным открытием, событием, унижением, обидой. Более того, некоторые кризисы и состояния в них, содержат элементы объективной опасности и могут привести к глубокому депрессивному состоянию.
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание:
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях);
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми;
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений;
- Объективно тяжёлая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжёлое заболевание);
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха;
- Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства);
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия).
Что делать педагогу, если он обнаружил сигналы опасности:
Если вы увидели хоть один из перечисленных признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание учащемуся и поговорить с ним. Спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше. Не игнорируйте ситуацию. Не проходите мимо!
Обратитесь к педагогу-психологу или к другим специалистам за помощью. Свяжитесь с родителями ребёнка и поделитесь своими наблюдениями.
Сохранять контакт с подростком. Для этого следует помнить, что авторитарный стиль взаимодействия для подростков неэффективен и даже опасен. Чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную агрессию или «аутоагрессию» (то есть, агрессию, обращённую на себя). В подростковом возрасте предпочтительной формой взаимодействия является заключение договорённостей.
Способствовать созданию дружеской поддерживающей атмосферы в классе, ориентировать учащихся на совместную деятельность и сотрудничество.
Классный час используйте как место и время поговорить о перспективах в жизни и будущем. У подростков ещё только формируется картина будущего, они видят или совсем отдалённое будущее, либо текущий момент. Узнайте, что хотят учащиеся, как намерены добиваться поставленных целей, помогите им составить план конкретных (и реалистичных) действий.
Дать понять учащемуся, что опыт ошибок и неудач - такой же важный опыт, как и достижение успеха. Используйте ошибки учащегося как зону его роста. Обучение на ошибках является одним из способов развития личности. Помните о том, что есть оценки, а есть то, что шире – личность учащегося. Помогите ученикам найти сферы, где они успешны, независимо от оценок.
РЕКОМЕНДАЦИИ
«Как вести себя с человеком, находящимся в кризисной ситуации»
1)не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
2)не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
3)дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
4)сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
5)говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза;
6)убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
7)не предлагайте упрощенных решений;
8)дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;
9)помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;
10)помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;
11)помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.
Памятки для педагогов «Как распознать острое кризисное состояние учащихся»
Что же может подсказать нам, взрослым, помочь понять, в какой момент времени ребенок столкнулся с кризисной ситуацией и уже не видит путей выхода из нее?
Сигнальный этап кризисного состояния
Изменения в поведении являются основными маркерами кризисных обстоятельств, дают знать о негативном состоянии подростка. Они позволяют своевременно распознать надвигающуюся катастрофу по заметным переменам в обычной манере поведения.
Агрессивность. Многим кризисным ситуациям предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жестокости к окружающим. Ребенок изо всех сил пытается поддерживать образ своего «Я», пусть даже варварскими, на наш взгляд, способами, пробует любыми средствами сбросить внутреннее напряжение. Нередко подобное поведение оказывается призывом подростка обратить на него внимание и помочь. Однако агрессивное поведение обычно дает противоположный результат – неприязнь окружающих, их отчуждение. Вместо понимания человек добивается осуждения со стороны окружающих людей. Напротив, в такой ситуации необходимо проявить выдержку, спокойствие, предложить помощь.
Уход в себя. Стремление побыть наедине с собой естественно и нормально для каждого человека. Но будьте начеку, когда замкнутость, обособление становятся глубокими и длительными, когда подросток уходит в себя, сторониться вчерашних друзей и товарищей.
Капризность, привередливость. Каждый из нас время от времени капризничает, хандрит. Это состояние может быть вызвано погодой, самочувствием, усталостью, служебными и семейными неурядицами и т.п. Но когда настроение чуть ли не ежедневно колеблется между возбуждением и упадком, налицо причины для тревоги.
Депрессивные состояния. Это глубокий эмоциональный упадок, который у каждого человека проявляется по-своему. Некоторые люди становятся замкнутыми, уходят в себя, но при этом маскируют свои чувства настолько хорошо, что окружающие долго не замечают перемен в их поведении. Единственный путь в таких случаях – прямой и открытый разговор с человеком.
Нарушение аппетита. Отсутствие или наоборот ненормально повышенный аппетит тесно связаны с саморазрушающими мыслями и должны всегда рассматриваться как критерий потенциальной опасности.
Психологическая травма. Каждый человек имеет свой индивидуальный эмоциональный порог. К его слому может привести тяжелое эмоциональное потрясение или цепь мелких травмирующих переживаний, которые имеют свойство накапливаться. Расставание с родными, друзьями, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими и моральными нагрузками, конфликты могут показаться подростку трагедией его жизни. Если к этому добавляется развод родителей и семейные проблемы, то ситуация может спровоцировать тяжелые личностные переживания.
Перемены в поведении. Внезапные, неожиданные изменения в поведении человека должны стать предметом внимательного наблюдения.
Когда сдержанный, немногословный, замкнутый подросток неожиданно для окружающих начинает много шутить, смеяться, активно общаться, стоит присмотреться к нему. Такая перемена иногда свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве, которое человек стремиться скрыть под маской веселья и беззаботности. Другим тревожным симптомом является снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
Деструктивная активность. Сюда относятся: увлечение компьютерными играми, рисунки агрессивного содержания, с темой смерти, с гробами и крестами, разговоры об убийствах, посещение кладбищ и красочные о них рассказы, частые разговоры о загробной жизни и т.д.
Что делать? Как помочь?
-Внимательно выслушайте подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим человек, который готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы. Не отталкивайте его, если он решил поделиться, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией.
-Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности.
-Дайте знать, что хотите помочь, но не видите необходимости в том, что бы хранить все в секрете, так как информация может повлиять на его безопасность.
-Сохраняйте спокойствие и не осуждайте ребенка, независимо от того, что он говорит.
-Говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза безопасности. Помните, подростки в большинстве случаев чувствуют даже малейшую фальшь.
-Постарайтесь узнать у подростка план действий, так как конкретный план - это знак реальной опасности.
-Важно убедить взрослеющего человека, что есть конкретные люди, к которым можно обратиться за помощью, психолог, психотерапевт и пр. В случае, если убеждение не подействовало, обращайтесь к специалистам самостоятельно.
Подростки – это люди, пытающиеся научиться жить в мире взрослых и не совсем уверенные в своих силах. Мотивом подлинной помощи по преодолению кризисных состояний является бескорыстное стремление взрослого к благу «запутавшегося, невыносимого и обессиленного» ребенка. Только тот, кто искренне хочет помочь, способен понять трудности такого подростка, оценить сложности его взросления и найти адекватные средства для их разрешения. Подростки охотнее воспринимают советы и руководство взрослых, если чувствуют, что их любят, ценят и принимают. Они остро нуждаются в старших, которые заботились бы о них и помогали планировать их дальнейшую жизнь. И если у них сложились такие отношения со старшими, то подростки смогут спокойно пережить грозы и бури, которые, конечно же, неминуемы в такой тревожный, полный волнений и неожиданностей кризисный период на пути в юность и взрослую жизнь.
Рекомендации психолога классному руководителю по сплочению классного коллектива
От того, насколько дружен классный коллектив, зависит психологическое состояние каждого учащегося. От степени сплоченности ребят в классе зависит и степень усвоения учебного материала, эффективность работы учителя с классом и формирование личности учащихся. В деле создания дружного коллектива ведущая роль, конечно, принадлежит классному руководителю.
Рекомендации:
1.Детский коллектив нужно формировать ежедневно, это кропотливая и ответственная работа. И здесь авторитет учителя, чрезвычайно велик.
2. Запланируйте в плане воспитательной работы с учащимися как можно больше мероприятий, направленных на сплочение детей. Пусть это будут создание и осуществление какого-то социально значимого для детей проекта, разработка и выполнение коллективного творческого дела. Только в совместной деятельности, интересной детям, можно сформировать дружный коллектив.
3.Обязательно проводите классные часы о дружбе, взаимовыручке, коллективизме. Используйте каждый удобный случай для того, чтобы побеседовать с детьми о важности этих качеств в повседневной жизни.
4.На уроках практикуйте групповые виды деятельности, причем чаще меняйте состав микрогрупп, чтобы ребята учились тесному взаимодействию с различными людьми.
5.Поддерживайте комфортный и благоприятный психологический климат в классе, гасите вспыхивающие конфликты, но не авторитарным методом. Выслушайте каждого ребенка, постарайтесь понять и помочь ему разобраться в его собственных чувствах.
6.Избегайте проявления слишком заметной и явной любви или нелюбви к отдельным учащимся.
7.Дети это очень хорошо чувствуют и обязательно будут думать и говорить об этом. Уважайте в каждом ребенке, прежде всего, личность.
8. Работа по сплочению коллектива не должна носить эпизодический характер, она должна быть ежедневной и планомерной, только тогда вы сможете сформировать из ребят, собранных в один класс, дружный коллектив.
9.Особую работу следует вести с « отвергнутыми» детьми: попытаться привлечь их к совместной деятельности класса, найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности, чаще хвалить и поощрять их в присутствии класса, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок